ДИСЦИПЛИНА
ЗА 4 ШАГА
Как достигать любых целей через продуктивность, мотивацию и отдых
– «достигаторство» новой волны
Модель достижения целей через управляемую мотивацию, о которой речь пойдет ниже, собирается за 4 простых шага и начинает сразу же улучшать качество жизни.

Если сказать просто - программа учит управлять своей мотивацией произвольно. Обходя выгорание, прокрастинацию, истощение и лень. Выполняя простую понятную схему, которой нужно научиться всего раз, вы сможете доставать мотивацию тогда, когда нужно, направлять в правильное русло, достигать цели и эффективно отдыхать. Потому что программа опирается на законы работы психики.

Так как любая деятельность начинается с мотивации, а она теперь в вашей полной власти, то улучшаются не только работа, спорт или питание. Это позитивно влияет на семью, отношения, здоровье и любые другие сферы.

И все это научно доказано. При создании программы я ориентировался на фундаментальные и актуальные научные исследования. Апробировал методику с моими подопечными на разных темах (бизнес, питание, отношения, обучение и др.). Минимальный список авторов, на которых опирался, указал в списке литературы ниже.

Так как основная особенность этой программы в индивидуальности, её может скопировать и адаптировать под себя практически каждый из вас. И в этой статье я предложу:

1. полный самостоятельный путь освоения программы (ничего покупать не нужно, все есть в этой статье);

2. участие в группе (подробная база знаний и немного моего участия);

3. индивидуальное сопровождение (глубокая диагностика, индивидуальная программа, много знаний и участие в группе опционально).


Состоит программа из 4 шагов. Они сперва могут показаться сложными, потому предельно четко описываю пошаговый план дальше в статье.

Но кратко система выглядит так:

1. Ищем смысл деятельности. Смысл поднимает любые мотивы вверх в пирамиде мотивов. Смысл зависит от ценностей. Потому нужно найти истинные ценности, отсеять навязанные и проверить их стойкость.

2. Продукты деятельности. Нашли истинные ценности, далее находим способ, как эти ценности могут раскрыться в желаемых сферах (работе, питании, спорте). Повторю: ценности несут смысл, смысл поднимает мотивы выше, яркие мотивы толкают развитие деятельности.

3. Дисциплина. Уже знаем ценности и варианты развития деятельности. В этот момент учимся применять принципы дисциплины: если кратко, то это осознанный выбор без зависимостей.

4. Автоматизация. На открывшуюся волну мотивации нанизываем методы тайм-менеджмента - они нужны именно на этом этапе, чтобы придать стройность потоку мотивации. Без мотивации они бессмысленны. Когда создана продуктивная система - фиксируем ее автоматизацией, чтобы снизить нагрузку на психику и убрать гиперконтроль.

Все! Вы продуктивны и хороши в своем деле.


Сейчас перейдем к изучению пошагового плана. Но почему я рассказываю вам эту схему здесь просто так, если она так хороша? Где подвох?

Давайте начну с небольшой информации о себе. 5,5 лет я учился на клинического психолога, затем 3 года аспирантуры по психологии, освоил несколько методов работы, тысячи часов консультаций и психотерапии (базовые дипломы тут). Я работал со взрослыми, семьями, индивидуально и парами, и каждый раз всегда все упиралось в проблему мотивации к работе. Какими бы эффективными ни были методы, одним они дают сильнейшую динамику, другим - нестабильное хаотичное движение. И секрет первых был в том, что они выполняли все рекомендации и методы, участвовали в переписках и применяли изученное. А вторые расслаблялись, потому что получали инструкцию к решению и довольствовались иллюзией комфорта.

Не находите параллелей? Сколько людей изучают различные курсы, методы выхода на 1 млн в месяц, ищут идеальные ниши, новейшие диеты и программы тренировок. И после того, как найдут их, ничего не делают. В лучшем случае - попробуют 1-2 первых шага.

Иллюзия комфорта - лишь одна из проблем, с которыми можно столкнуться в работе над своей мотивацией. И подходящих книг или курсов, которые обобщенно бы давали информацию, просто нет. Или я не нашел, хотя искал более 5 лет. Потому я решил создать свою систему, проверил ее пару лет и вам даю готовую.

Почему бесплатно? Она условно бесплатная, на самом деле. Если кто-то не сможет купить мое сопровождение, приобрести групповую работу, он сможет применить эту систему полностью сам и будет доволен. Информации здесь, на Youtube и в Телеграм канале для этого будет достаточно.

У кого нет времени, сил, желания разбираться, но есть возможность купить и получить индивидуально составленную программу - тот купит. Со всеми желающими я все равно физически поработать бы не смог, даже если бы попробовал. Другими словами, эта статья одновременно полное описание метода и его реклама. Хороший продукт сам себя продает.

Если окажется так, что у вас не получается применить программу по одной из причин в пункте ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ, а купить сопровождение некомфортно. В конце статьи вы сможете выбрать один из 4 вариантов применения метода. Каждый из них приведет вас к продуктивности. Но уровень самостоятельности будет разный. Если вам не терпится ознакомиться с этими вариантами, посмотреть их можно тут (тык).

В методе я уверен. Никакого кота в мешке. Потому выкладываю для вашего ознакомления. Приступим!


1. Смысл деятельности
Мотивация никогда не появится просто по желанию человека. Чтобы мотив существовал и был сильным, ему нужен смысл, то есть требуется убедительный ответ на вопрос: «Зачем?». Человек видит смысл в том, что соответствует его жизненным ценностям: работа, семья, честность, справедливость, деньги, безопасность и др.

Делаем вывод: для появления сильной мотивации нужен существенный, значимый смысл, соответствующий нашим ценностям. Значит нужно искать истинные ценности.

Большую часть ценностей мы осознаем – они называются явными ценностями. Но некоторые будут для нас недоступны – это скрытые ценности. При этом, в них может скрываться сильнейшая мотивация.
И это первая проблема сферы ценностей, с которой вы можете столкнуться. К сожалению, проявляют себя скрытые ценности только на деле, когда мы сталкиваемся с подходящей ситуацией. Хотя их можно вычленять специальными средствами, когда не хватает явных ценностей.

Вторая проблема осознания своих ценностей: явные и скрытые ценности могут быть навязанными и личными. В навязанные ценности мы верим, считаем, что так и должно быть, но мы их не выбирали. Человек может быть убежден, что ему нужно строить бизнес, но на самом деле он хочет снять тревогу за будущее, иметь финансовую свободу и заниматься творчеством. И ему кажется, что бизнес – это один из лучших сценариев. Рано или поздно такой человек столкнется с выгоранием. Чего не бывает при использовании личных ценностей. Они когда-то пришли из культуры и очень органично легли на личностную структуру, то есть стали логичным способом реализации личности. Например, добрый и сентиментальный IT-шник будет видеть больше смысла в написании кода для сайта благотворительного фонда, а не для магазина однофазных стабилизаторов.

Делаем вывод: осознаем явные и скрытые ценности, ориентируемся на личностные, отказываемся от навязанных.


Для упрощения поиска ценностей можно использовать специализированные психологические методы. Или можно изучить примеры ценностей в списке ниже. Они классические, не обязательно подойдут вам, но могут стать хорошей базой для размышлений.

  1. Традиции – уважение к культурным нормам, обычаям и семейным ритуалам.
  2. Конформность – соблюдение социальных норм и правил.
  3. Безопасность – стремление к стабильности, защите и предсказуемости жизни.
  4. Власть – желание влиять, руководить и контролировать ситуацию.
  5. Достижения – стремление к успеху, реализации и признанию.
  6. Гедонизм – поиск удовольствия, наслаждений и удовольствия от жизни.
  7. Семья – важность родственных связей и поддержки.
  8. Дружба – ценность искренних, доверительных отношений.
  9. Любовь – эмоциональные привязанности, романтические и платонические отношения.
  10. Развитие – стремление к саморазвитию и личностному росту.
  11. Знания – важность обучения, любознательности и интеллектуального развития.
  12. Творчество – самовыражение через искусство, инновации и оригинальные идеи.
  13. Здоровье – забота о физическом и психическом благополучии.
  14. Свобода – возможность делать выбор и жить согласно своим убеждениям.
  15. Справедливость – стремление к честности, равенству и моральным нормам.
  16. Риск – готовность принимать вызовы, выходить из зоны комфорта.
  17. Материальный достаток – обеспечение финансовой стабильности и комфорта.
  18. Альтруизм – бескорыстная помощь и поддержка других.


Примерно такой список важно создать для себя. Наверх поставив самые важные ценности. Напомню, в истинных ценностях кроется самый важный смысл для личности, сильный смысл поднимает мотив на самый верх в иерархии мотивов.

И абсолютно каждое дело, каждая профессия и хобби будут выполняться в разы качественнее, мотивированнее и эффективнее, если они будут соответствовать ценностям человека.

Если человек работает водителем автобуса, то он может относиться к своей работе как к способу поддерживать существование - заработать на жилье и еду. Или он может таким образом заботиться о близких - обеспечивать семью и себя, конечно. Или же он может обеспечивать себя, семью, а еще каждый день несмотря на холод, дождь, снег и лень быть дисциплинированным, проверять изо дня в день транспорт перед выездом, соблюдать режим и высыпаться, не употреблять алкоголь и соблюдать правила для того, чтобы каждый пассажир, будь то учитель, врач, слесарь, маркетолог или ученый могли добраться до своего рабочего места в срок. Он исправно вносит свой посильный вклад в развитие человечества, в прогресс и улучшение качества жизни каждого.

Делаем выводы: если нашли значимую ценность, в которой видим большой смысл, она поможет мотиву быть самым сильным и продолжительным. С сильного мотива начинается великая деятельность.

Примечание: если вы не понимаете свои ценности не можете их определить, скорее всего, в вашей жизни присутствует много рутины и долженствования (“надо”, “должен”, “по-хорошему”), или жизнь заполнена зависимостями (от еды, компьютера, смартфона, алкоголя и др.).

В работе для определения истинных ценностей я использую систему методов, проверяющих друг друга параллельно, чтобы уточнить и перепроверить истинность результатов исследования. Одним из таких методов является адаптированная и усовершенствованная методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, так как стандартный ее вариант нам не совсем подходил. После чего мы проверяем их разными критериями. Универсальные критерии привожу ниже, чтобы вы могли их применить.


Критерии истинных ценностей.
Ищите ценности по этим признакам:

  • Они устойчивы, не меняются годами;
  • Являются внутренними ориентирами (компасами) при принятии сложных  решений;
  • Вызывают массу эмоций, не всегда приятных, нередко сильную грусть при нереализованности ценности;
  • Их бывает сложно четко описать, сформулировать;
  • От них сложно (или невозможно) отказаться;
  • Не важно, как Вы назовете ценность, не важно, если ли она в списке выше. Главное, чтобы из-за нее хотелось утром подняться с кровати. Это должно быть что-то столь же естественное и сильное, как желание поесть после 10-ти часового голода.


Как отличить истинную ценность от навязанной.
Используем как можно больше критериев из перечисленных:

  • Изучайте анамнез ценности - ее историю. Как она появилась в вашей жизни первый раз? Как это стало важной частью жизни? Это позволит заметить навязанные ценности и отличить их от личностных.
  • Ценность всегда помогает реализации вашей личности. Если вы реализованы, то вы можете сказать, что вы хороши в чем-то, вы делаете что-то значимое и вы приносите пользу. Если ценность не помогает реализации, то она, скорее всего, навязанная.
  • Критерий “необитаемого острова”. Позволяет проверить, является ли ценность личной или навязанной. Если бы вы остались на необитаемом острове до конца жизни, сохранили бы ту или иную ценность? Вопрос не про возможность реализовать ее (например, создать семью), а считали бы вы, что эта ценность все еще для вас важна.
  • Представьте свою жизнь без той или иной ценности. Без каких могли бы прожить? Какие обязательны для реализации и счастливой жизни?
  • Критерий 10 лет. Проведите анализ, готовы ли вы следовать и реализовать ценность в течение минимум 10 ближайших лет. Готовы ли вы всю свою жизнь посвятить этой ценности? Достаточно будет 10 лет и более. Это покажет серьезность и стабильность этой ценности.


Что мешает определить истинную ценность.

  • Ближайшее окружение, общество, социальные ожидания диктуют общие ценности, которые не всегда подходят каждому, но почти каждый начинает слепо им следовать. Проверьте себя;
  • Желание показать свое благородство. Например, выбрать самыми главными ценностями альтруизм, заботу о ближнем, отдать последнюю рубаху. Данный метод каждый выполняет для себя. Важно быть с самим собой откровенным. Не выпячивать благородство вперед, если в реальности это не так. Изучите иерархию потребностей Маслоу - стремление к реализации и личностному развитию начинается с желания поесть и попить.
  • Быстрые удовольствия за небольшие деньги: калории, сахар, соцсети, короткий и длинный контент, порно, алкоголь, табак, игры. Снижают дискомфорт от нереализованной ценности, создают иллюзию комфорта и уменьшают потребность в развитии. Пока ваше восприятие зашумляют эти увесилители, сложно (или даже невозможно) найти истинные ценности и начать к ним двигаться. Можно снизить или отменить хотя бы на неделю эти зависимости. Без них станет дискомфортно и откроется правда о пустоте, нереализованности жизни.
  • Жалость к себе. Начать двигаться вперед, пробовать новое, отказаться от зависимостей - дискомфортно и сложно. У большинства будет желание позаботиться о себе, сохранить привычный родной дискомфорт, а не менять его на новый. Даже если потенциально это может привести к развитию. На это решиться действительно сложно.
  • Радость и счастье. Многие люди не различают радость и счастье, а точнее - приписывают радости свойства счастья. И это грубая ошибка! Радость - это повторяемое действие, которое удовлетворяет простую потребность, требует постоянного увеличения количества (больше еды, алкоголя, дороже вещи, дольше смотреть видео). Счастье - это развитие, переход на качественно иной этап (стать лучше в профессии, развиваться в спорте, родить ребенка, получить новый навык). Другими словами, если человек купил квартиру, телефон или сумочку, съел вкусное блюдо или посмотрел интересный фильм - он рад, но не обязательно будет счастлив при этом.
  • Автоматизмы. Значительная часть нашей жизни состоит из автоматизмов. Как это проверить? Ответьте себе на вопрос, когда в последний раз вы чистили зубы, осознавая каждое движение щетки, ощущая щетинки на каждом зубе, планируя каждый следующий шаг? Или когда последний раз принимали душ полностью осознанно, а не размышляя параллельно о своем? Это примеры автоматизированных процессов, которые нужны для уменьшения затрат психики. Но иногда автоматизируются и не осознаются важные части жизни, которые уводят от продуктивной мотивированной жизни: как вы работаете, отдыхаете, готовитесь ко сну и засыпаете, выбираете еду, планируете день. Есть огромное количество сфер, в которых автоматизмы не всегда нужны. Или они требуют корректировки.


Так выглядит первый шаг. Он один из самых сложных. Нужно не только отрефлексировать прошлое, критически оценить настоящее, но и удерживать все критерии, методы в голове и ничего не забыть. Для этого обычно и нужны психологи, которые всем этим владеют на автомате. Но я постарался описать подробно, без лишнего, чтобы максимальное количество человек смогли выполнить метод. Если у вас получилось его выполнить, важно похвалить себя! Это огромный и важнейший шаг на пути к счастью!

Если выполнили первый шаг, то можем идти ко второму. На хорошо выявленных ценностях держится весь метод. Правильно найденные ценности дают бесконечную мотивацию, возможность реализации и позволяют избежать прокрастинации, выгорания, депрессии. Ради этого стоит постараться на первом этапе!

По итогу у вас должна получиться первая из 4 частей рабочей таблицы.

Ценность

Продуктивная деятельность
Зависимости и бегство
Методы и техники
Семья
Развитие
Материальный достаток
Альтруизм
...
Наша задача - научиться провоцировать ценность, управляемо ей руководить. А не реагировать на нее автоматически (чаще через вредную привычку), когда что-то про нее напомнило.
2. Продукты деятельности.
Давайте разберемся, что мы будем называть продуктивной деятельностью.

Продуктивная деятельность – направлена на достижение определенного продукта. Если результатом деятельности стал продукт, который вы запланировали, значит деятельность продуктивная. При строительстве дома покупка материалов, подготовка фундамента, изучение кровельного дела - это продуктивные варианты деятельности. Просмотр ролика об особенностях домов на севере, когда мы в центральной России - это непродуктивная деятельность. С этим определились.

Теперь о том, зачем мы определяли ценности на первом шаге. Продукт деятельности должен соответствовать ценностям человека, тогда он будет видеть в этой деятельности смысл, на такую деятельность будет появляться мотивация.

По сути, на этом этапе мы объясняем себе, зачем на самом деле стоит заниматься каким-то делом. Не просто ради денег, чтобы выжить или потому что это полезно. Мы создаем плотную связь между самым важным в вашей жизни - ценностями, и тем, чем вы планируете заниматься.


Давайте посмотрим как это делается на примере одного из подопечных, с которым мы уже закончили реализацию этой схемы.

1. Обычно мы выбираем 2-3 вида деятельности максимум. Чем их больше, тем сложнее все удерживать в голове, дольше подготовка, меньше результат. Потому рекомендую брать 1-2, максимум 3 вида деятельности.

Примеры видов деятельности: профессиональная, хобби, отношения, семья, дети, учеба, питание, спорт. Их много, это самые распространенные запросы.

Мой подопечный пришел с запросом на профессиональную деятельность, спорт и питание. Мы рассмотрим профессиональную деятельность в примере.

2. Теперь начинается магия! Между ценностью и видом деятельности начнут образовываться смыслы. Делаем мы это по 3 направления: для себя, для ближайшего окружения, для мира. Например, зачем самому человеку заниматься профессиональной деятельностью ради семьи? Зачем это его близким? Зачем это миру?

“Для себя” - это ваша страсть, желание, почему это глубинно интересно именно вам. Иногда смысл может быть странным, но действенным.

“Для близких” - это ваша забота, проявление любви, желание изменить жизнь близких к лучшему. Не потому, что просят или должны, а потому что хочется.

“Для мира” - это призвание, миссия, высшее предназначение. Не обязательно связывать этот пункт с верой, можно опираться только на логику. Важно представить, сколько всего сложилось, что вы оказались на своем месте, с особыми знаниями, навыками, в этом эмоциональном состоянии. Почему так сложилось, что вы нашли этот текст про мотивацию? К чему это может привести?
Это сложный, но ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ этап. Сделав его, вы решаете большую часть будущих трудностей с мотивацией. Потому собрались и идем вперед!

Посмотрим пример моего подопечного.

Ценность

Продуктивная деятельность
Семья

Профессиональная деятельность

Для себя:

– Я - глава семейства, я важен, у меня есть контроль.


Для близких:

– Обеспечение семьи.

– Показать детям важность труда.

– Чувство уверенности в завтрашнем дне.

– Мама будет жить спокойно.


Для мира:

– Культура труда для потомков.

– Обеспечу детей, у них больше времени на развитие науки, бизнеса и прогресс

Развитие

Профессиональная деятельность

Для себя:

– Я становлюсь лучше, могу изменить индустрию, внести свой вклад в дело.


Для близких:

– Я становлюсь интереснее, лучше могу помогать, защищать, это стабильность и деньги.


Для мира:

– Могу привнести свой вклад в профессию, могу сделать жизнь людей лучше (проще).

Материальный достаток

Профессиональная деятельность

Для себя:

– Смогу купить все оборудование, буду спокоен, закрою кредиты.


Для близких:

– Меньше работать жене, дети с квартирой, лучше медицина.


Для мира:

– Чем больше у меня денег, тем больше я здоров и счастлив, тем лучше смогу помогать миру (планирую работать всю жизнь).

В таблице указаны результаты нашего с ним обсуждения. Только те пункты, которые вызывали в нем какие-то чувства (желание, страх не успеть, грусть от нереализации). Другому эти пункты могут быть безразличны, важно, чтобы они были важны именно для Вас.

Что мы делали? Изучали, как его профессиональная деятельность поможет развитию его ценности семьи. А конкретно: зачем это ему самому, его ближайшему окружению и миру.

По итогу получилась система смыслов. Мы сделали их еще для темы питания и спорта, как они могут помочь ценностям семьи, развитию и материальному достатку, и зачем это ему самому, его ближайшему окружению и миру.

Да! Ваше увлечение спортом может быть полезно для мира. Главное понимать, как это работает.


Одна из основных ошибок.
Важно! Не копируйте примеры смыслов из таблицы. Это чужие примеры, чужие смыслы, они могут быть похожи на ваши, или вы убедите себя, что это так, потому что не знаете, как найти свои. Если смыслы будут подобраны неверно, то система не будет работать!

Примечание: в самом конце, после всех глав вас ждет бонус - самые частые ошибки и важные инсайты, с которыми обязательно нужно ознакомиться, чтобы избежать множества неприятностей.


Универсальный смысл.
Если у вас вызывают трудности определение своих ценностей, дифференциация ценностей и потребностей, если в целом не понимаете, как выполнять эту часть метода - у меня для вас есть подсказки.

Одна из важный ценностей любого человека – самореализация. Самореализация – независимая от других людей возможность развиваться в какой-либо роли («я как профессионал», «я как друг», «я как партнер» и другие ролевые позиции). Состоявшая самореализация - это возможность сказать себе уверенно, что я в чем-то мастер, профессионал, я делаю это хорошо. В том числе “мастер свиданий”, “я хорошо договариваюсь и продаю”, “я хороший отец”. Для реализации важно ощущать, что вы двигаетесь вперед, развиваетесь, становитесь лучше.

Подумайте, как бы через свою реализацию вы хотели изменить мир, прикоснуться к большему, быть частью важной системы, группы. Для кого-то это будет мировое научное сообщество, для других создание компании и выход на мировой рынок, а для других причастность к своей любимой большой (или не очень) семье. Идите за авторитетами, кто вдохновляет, кто показывает своим примером, что в мире возможен такой рост, такое развитие.

Если цель вашей продуктивности упирается в сегодня и завтра - построить устойчивую надежную систему не получится!

Промежуточный вывод: в ценностях содержатся смыслы, собранные вами за всю жизнь; мы разобрались, как ценность связать с деятельностью, чтобы через их объединение раскрыть смыслы.


И этого уже было бы достаточно в идеальном мире, в котором мы не находимся. А значит, для нас важна еще пара моментов.

Недостаточно просто понимать, как ценность может быть реализована в деятельности. Хотя без этого не обойтись. Важно верить, что конкретно вы сможете в ней реализоваться. Веру здесь мы рассматриваем как предположение, которое не опирается на конкретный опыт. Другими словами, вы ни разу не достигали определенной планки, потому у вас нет знания, что вы сможете когда-то ее достичь. Там, где нет знания, нужна вера. И она опирается на опыт конкретного человека (способен ли я на это) и людей в целом (делал ли что-то подобное кто-то из людей). И этим можно управлять.

Чтобы увеличить веру в то, что у вас получится реализовать ценность в деятельности, мы формируем веру через эти вопросы:

  1. Какие мои личностные качества помогут мне в достижении цели?
  2. В чем я хорош, и как это поможет реализации ценностей?
  3. Какой у меня был опыт преодоления трудностей? Обучения новому? Как он мне поможет?
  4. Получается ли у других людей достигать того, что я запланировал? Реалистично ли это в таких условиях и с такой скоростью?
  5. Каким образом люди упрощают себе путь? Какие есть лайфхаки?

Если вы ответите на эти вопросы, то сможете укрепить веру в себя. Если же все ваши ответы крайне негативные, это даже может быть симптомом расстройства. Об этом вы можете почитать в бонусе внизу статьи.

И небольшая подсказка, которая поможет формированию веры, но не вошла в список вопросов. Не забывайте про принцип развития: если вы чего-то не умеете сейчас, это может появиться и сформировать в деятельности, стоит только начать ее реализовать. Нереалистично требовать от себя быть хорошим водителем, ни разу не сев за руль.

Вот теперь мы разобрали процесс реализации ценностей через деятельность и роль веры в себя в нем. Далее важно понять, как упростить себе вхождение в продуктивную деятельность, по каким правилам она может работать, что такое дисциплина и почему зависимость создает иллюзию комфорта.
3. Дисциплина
Мы уже на 3 этапе! Здесь вы можете испытать много инсайтов, разобраться в вопросах нормальной дисциплины и реалистичного планирования.
Итогом этого шага станет представление о продуктивной дисциплине, без ограничений, без навязывания и страданий.
В табличке у нас добавится столбик про зависимости и их продуктивное преодоление.

Чтобы понять, что мы планируем формировать, как это должно выглядеть, разберем несколько тезисов про дисциплину.

Дисциплина – это выбор между сиюминутным искушением и продуктивным действием. В первую очередь - это выбор. Выбор, который мы делаем каждый день, но не осознанно, а на автомате. Позволяем привычке управлять нашим поведением и жизнью в целом.

Автоматизированный выбор, это когда мы ленимся, позволяем себе пропустить тренировку, съесть сладкое, засидеться допоздна, выпить алкоголь или совершить любое другое действие, которое решили не выполнять.

В пропуске тренировок, лени, сладком и алкоголе нет ничего плохого априори. Иногда все это бывает важно сделать. Проблема в том, что из жалости к себе, желания себя похвалить, порадовать и развлечь мы выполняем то, что задумали не делать. Вроде как решили работать, выполнять важные задачи, но ничего не сделали, потому что просмотрели весь день Youtube.

Youtube не заставил смотреть ролики насильно, мы сами решаем посвятить свое время этому, хотя можем и не замечать, как это происходит. Такого рода феномен и называется автоматизированный выбор, или если проще - привычка.

Человек от 40% до 80% своей деятельности выполняет на автомате. Гигиена, прием пищи, одевание и раздевание, дорога на работу и обратно, приготовление и употребление пищи, часть работы, часть общения. Осознать свои автоматизмы – необходимое условие, чтобы отказаться от зависимостей и научиться делать осознанный выбор.


Вспоминаем слова Брайана Трейси:

«Плохие привычки формируются очень быстро, но жить с ними трудно. Хорошие привычки сформировать трудно, но жить с ними легко».


Потому наша задача сейчас: научиться формировать хорошие осознанные привычки один раз, чтобы жить с ними легко.


Вспоминаем первый шаг. Мы искали продуктивные ценности. Если продуктивная ценность верно найдена, человек не внушил себе чужую ценность, то она победит. Она напомнит о том, почему важно прямо сейчас преодолеть свою зависимость и заняться истинно желаемым. Этим мы занимаемся все это время.

Но сперва я раскрою одну важную особенность вообще всех зависимостей. Давайте с особым вниманием ее проговорим!

Зависимость – это маскировка неудовлетворенности жизнью.
Человек ею недоволен, он испытывает неприятные эмоции и боль. Зависимость убирает дискомфорт от этих переживаний, а точнее - отвлекает, снимает остроту и привносит радость в моменте.

И тут мы подходим к ключевой особенности зависимостей. Человек подменяет счастье радостью!

Радость - это сообщение от личности “нам это нравится, повторяй почаще”. Это удовлетворение простой потребности: еда, сигареты, алкоголь, наркотики, игры, порно, короткий контент, социальные сети, маркетплейсы. Все это начинает потребляться в превышающих потребности объемах, закрывая дыру от несчастья.

Счастье - это сообщение от личности “мы реализуем себя, свои ценности, живем своей жизнью, воплощаем мечту”. Это ситуация, когда реальностью становится то, как человек хочет видеть свою жизнь. И это ощущается как счастье.

Если счастья нет, то есть ценности человека не реализованы, личность будет громко об этом сообщать через два основных канала связи: эмоции и мотивация.

Эмоции будут самые неприятные: грусть, тоска, отчаяние, разочарованность, горечь, уныние, пессимизм, страх и тревога.

Мотивация будет снижаться к любому делу, даже тому, которое раньше приносило радость. Потому зависимому человеку всегда будет мало - он думает, что его радость - это его счастье. Хотя на самом деле это самообман.


Потому план действий здесь такой: к табличке ценностей и вариантов продуктивной деятельности добавляем зависимости (варианты бегства от дела), которые чаще всего проявляются в жизни. Научимся их замечать - научимся управлять. Но как их найти?

Для этого есть несколько неплохих способов, которые можно начать применять, чтобы обнаружить зависимости. Давайте сперва уточним признаки зависимостей, чтобы понимать, что и где искать.

Признаки зависимостей:

Зависимостью может быть любая деятельность, даже условно “полезная”: чтение, спорт, секс.
Чаще всего зависимость - это что-то легальное, доступное, на расстоянии вытянутой руки: еда, игры, короткие (и длинные) видео.
От зависимости тяжело отказаться, на автомате человек приходит к ней раз за разом.
Зависимость начинает забирать все больше времени, пространства, денег, ума.
Нередко из-за зависимости страдают питание, сон, гигиена, секс и туалет.
Сокрытие зависимости от близких.
Остальные задачи перестают быть интересными, пропадают мотивация, эмоциональный отклик.
Рецидивы - срывы, которые следуют за попыткой контролировать зависимость.
Потребность в зависимости снижается, она пропадает на время, когда реализуются истинные ценности (появляются отношения, на работе все налаживается, находится хорошая группа друзей, начинается новое хобби).

По всем этим признакам мы ищем деятельность, которая может быть зависимостью. Упростить поиск вам помогут эти методы:

1. Отслеживание активности. Просматриваем активность на компьютере, в браузере через специальные программы. И отслеживаем активность на телефоне.
Какими приложениями пользуемся чаще, на какие сайты чаще заходим? Что делаем в этих приложениях и на этих сайтах?

2. Метод 15 минут. Во время рабочего дня ставим таймер (будильник), чтобы он звонил (издавал вибросигнал) каждые 15-20 минут. Каждые 15-20 минут кратко одним предложением описываем, чтобы мы делали последние 15-20 минут. Отправляем это сообщение себе в заметки, чтобы время отправления фиксировалось автоматически.
В конце дня считаем, сколько примерно занимались теми или иными делами. Можно для подсчета подключить нейросети, они могут визуализировать эти данные, выдать в разных форматах.

3. Метод максимальной осознанности. Ловим себя в процессе ухода в зависимости, записываем, анализируем частоту бегства. Этот метод самый энергозатратный и сложный для реализации. Автоматизмы очень сложно отлавливать в моменте.

4. Хард-левел. Провести от 3 дней без телефона, интернета, игр, гаджетов, простой литературы, сахара, мастурбации и других легких удовольствий. Если изолировать себя от всего этого, а заниматься саморазвитием, получать информацию из газет или от живого общения, гулять и посещать живые концерты - человек начинает испытывать большее удовлетворение, радость и видеть больше смыслов. Обычно получается сделать это в длинные выходные, отпуск или праздники. Социальные сети обычно ограничиваются 10-15 минутами в сутки.


Можно использовать несколько из приведенных методов. По итогу должен получиться список из видов деятельностей, которые становятся зависимостями и поводами для бегства от дел.

Чтобы упростить вам задачу, приведу несколько распространенных способов бегства и зависимостей: пойти поесть, попить чай, покурить, посидеть в туалете, поговорить с кем-то, уборка, ответить на сообщение, посмотреть ролик, помечтать, чипсики, посчитать чужой доход, социальные сети, короткие и длинные видео, мастурбация, игры, чтение новостей, звонок, прогулка по “важным” делам, проверить, как там крипта.

Все перечисленные виды деятельности могут быть в жизни каждого, не являются запретными или неправильными. Но для них нужно разумная мера, они должны занимать разумный процент вашей единственной ограниченной по времени жизни.


Надеюсь, вы без проблем обнаружите все виды бегства и зависимостей, которые пускают пыль в глаза, создают иллюзию комфортной жизни и не позволяют испытать смысловой голод, который так нужен, чтобы захотеть заняться истинно важным делом.

После того, как вы найдете эти зависимости, постарайтесь проанализировать, какие истинные ценности они пытаются закрыть, отчего вы бежите, что пытаетесь себе дать при помощи зависимости.
Нередко, большое количество сладкой, жирной пищи - это способ порадовать себя, отдохнуть, наградить, пожалеть или отвлечь от нелюбимой работы.

По итогу напротив каждой зависимости стоит тогда либо написать, как продуктивно вы хотели бы закрывать потребности в отдыхе, поддержке и любви, например. Или признаться, что от каких-то видов деятельности, людей или мест нужно отказаться.
Если зависимость помогает вам терпеть, стоит либо объяснить себе, почему терпение не требуется, зачем и по каким причинам это ваш выбор и ваше желание, то есть зачем вам это нужно. Или стоит принять, что нужно уходить.

Получиться должна третья часть таблички.

Ценность

Продуктивная деятельность
Зависимости и бегство

...

...
Социальные сети, видео, желание попить чай: проверить, нет ли усталости, может быть нужен отдых; если нет, значит не понимаю смысл этого дела.

...

...
Засиживаюсь допоздна: значит днем было мало времени для себя, нужно встроить его в график дня.

...

...
Следит за остальными способами бегства, напоминать себе об истинном смысле, зачем мне это нужно, почему это действительно мой выбор, что получаю хорошего от этого, как увеличить радость от процесса.
Напомню, что каждый блок таблицы должен быть под вас. Позаимствованный работать не будет, так как описывает особенности чужой жизни. В этом заключается вся трудность - адаптировать метод под себя. Это касается абсолютно любого метода в психологии. Их все нужно адаптировать под себя.

Третья часть таблицы будет напоминать, на что стоит обращать внимание, в каких ситуациях стоит использовать дисциплину, то есть делать выбор. Сперва это будет сложно, придется использовать волю. Ведь воля всегда нужна в ситуациях, когда не хватает мотивации. Но в процессе выполнения дела мотивации будет появляться все больше. Сперва мы напоминаем себе о ценностях, благодаря этому начинаем реализовать деятельность, после чего деятельность дает нам огромное количество мотивации.
Включиться в процесс сложно, продолжать дело легко.
4. Автоматизация
На четвертом и заключительном шаге расскажу о нескольких основных методах, которые упростят путь. Подробнее с нюансами, лайфхаками и особенностями применения других техник вы сможете либо узнать в телеграм канале, на Youtube или в индивидуальной работе.

Итогом этого шага станет образ реалистичной продуктивности каждый день: как человек может работать каждый день, отдыхать каждый день, высыпаться и достигать поставленных целей. Вы поймете свой режим, свои задачи, кратчайшие способы достижения цели и способы автоматизации этого процесса.

Рассмотрим здесь по порядку планирование, техники начала действия, отдых, создание привычки и то, как все уже изученное может встроиться в вашу жизнь.
Только на этом этапе мы начнем использовать классические техники тайм-менеджмента. Их задача - упростить и оптимизировать то, что уже есть. Но не замотивировать на деятельность. Потому 3 первых шага мы создавали систему продуктивной деятельность, теперь можем придать ей стройность.


Планирование

Базовый аспект любой продуктивности. Хороший план убережет от ненужных действий, расставит приоритеты и отметит важность отдыха. Давайте этим и займемся.

Сперва важно определить, чем вообще стоит заниматься, от чего можно отказаться.

А. Можно использовать принцип Парето (или правило 20/80). Экономиста Вильфредо Парето в свое время провел исследования и выяснил, что 20% усилий приносят 80% результата.
Проще обычно этот принцип понять на примере. Чтобы заработать 800.000 рублей, нужно 20% усилий, чтобы заработать оставшиеся 200.000 рублей, нужно еще 80% усилий.

Принцип условный, как и цифры тоже условные, то есть приблизительные. Но важно запомнить, что немалая часть действий на работе, позиций в меню, части услуг, рекламных стратегий и т.д. не приносит значимого результата, а сосредоточиться нужно на тех 20%, которые обеспечивают кассу = обеспечивают продуктивность.

Этот метод известный, понятный, но не всегда понятно, как его реализовать. Тут на помощь может прийти следующий.


Б. Закон трех задач.
Позволяет разгрузить время, снять с себя лишние задачи, научиться делегировать. Предложил его канадский бизнес-консультант Крис Бэйли.

  1. Составьте перечень всех своих обязанностей. Большой список.
  2. Из этого списка выберите только одно дело, которое приносило бы самую большую пользу вашему делу.
  3. Если вы могли бы выполнить еще что-то из своего списка, то какое дело, как наиболее ценное для фирмы, вы поставили бы на второе место?
  4. Аналогичный вопрос относительно третьего дела.

Выполнение трех отмеченных задач – и даже неважно, в чем их суть, – представляет собой девяносто процентов вклада в работу. они наиболее приоритетны, остальные задачи могут распределяться по принципу убывающей приоритетности.


Разобрались с планированием, увидели, чем стоит заниматься, от чего можно отказаться, делегировать или автоматизировать. Стоит здесь еще упомянуть метод Матрица Эйзенхауэра. Но она в стандартной форме подходит только для ситуаций, когда много дел навалилось сразу. У нее есть интересные вариации, которые можно подбирать под ситуацию, под проблему. И это тема для отдельного поста в Телеграм. Подписывайтесь, если еще не подписаны.


Техники начала действия

План мы составили, но как начать его выполнять? Ради этого момента мы 3 первых шага формировали мотивацию. Именно в этот момент мы напоминаем себе, зачем мы все это делаем. Ради чего? Почему это сделает счастливым сегодня и завтра? Почему комфорта в “сейчас” недостаточно?

Напоминаем себе о ценностях, смыслах и мотивах. И начинаем действовать. Для этого есть несколько упрощающих начало техник.

  1. Счет. Используем обратный отсчет громко: 5,4,3,2,1 – начинаем действие.
  2. 1 песня. Выполняем действие в течение 1 песни. Можно больше, если захочется.
  3. Угол. Встать в пустой однотонный угол и ничего не делать 6 минут, просто смотреть в угол.
  4. Целевое действие. Делайте только то, что приводит непосредственно к цели. Например, что приводит к заработку? Какие действия приведут к деньгам?
  5. Преподаватель. Начните выполнять работу, будто вы кому-то ее объясняете, будто бы вы преподаватель курса, нужно показать все по шагам.
  6. Метод швейцарского сыра. Выполняйте задачу не в логическом порядке, а в произвольном. Через некоторое время в «сыре» образуется столько дырок, что «доесть» его будет совсем просто.
  7. Поедание лягушек.
Марк Твен утверждал, что день будет прекрасен, если с утра съесть лягушку: худшее уже произошло. Начинайте работу с самого важного и сложного дела — как раз того, которое больше всего хочется отложить, и которое ощутимее скажется на Вашем будущем.

Правила поедания лягушек:
  1. Выбирайте самую гадкую, то есть, делайте самое сложное из важных дел.
  2. Ешьте быстро и до конца. Сразу же беритесь за дело и не прерывайтесь, пока не завершите его.

Основные базовые техники обсудили. Они достаточно универсальны. Остальные с нюансами применения можно увидеть в Телеграм, на Youtube или в личной работе. Растягивать этот текст не будем до бесконечности. А данных техник должно в целом хватить большинству.


Отдых

Отдых – это смена деятельности, то есть возможность соскучиться по другому делу, отдохнуть от него.

Но отдых в деятельности - это не восстановление!
После путешествий, походов в театр, пикников и других интересных видов деятельности требуется восстановление, то есть отдельный отдых.
Было бы правильно после поездки куда-то выделить еще один-два дня на “посидеть дома”, чтобы восстановиться. Наверное, вы замечали, что после отпуска требуется еще небольшой отпуск. Потому что отдых - это не восстановление.

Восстановление - это сон. Иногда постельный режим или некоторые виды медицинской терапии. Но в общем - это сон.
Потому ваш план после активной деятельности должен всегда подразумевать возможность для восстановления, то есть поспать, полежать, спокойно погулять.

Это мы обсудили один важный общий принцип. Давайте обсудим то, что поможет отвлечься в процессе работы и хотя бы немного по ней соскучиться.


Кратковременный отдых:

  • самомассаж рук, плеч, висков, затылка, лба;
  • вычитать из 100 по 7, когда дойдете до 2, то начать прибавлять по 8;
  • дыхание через одну ноздрю, затем другую;
  • смотреть в окно и найти 5 объектов одного цвета, 10 объектов, которые начинают на 1 букву, представить запах 7 объектов и т.д.;
  • лечь на пол, коврик, кровать без подушки, представить, что лежите на воде, не тонете, вода расслабляет;
  • 20 отжиманий, 20 попаданий небольшого мяча в корзину;
  • прогуляться по помещению, зайти в другие комнаты/кабинеты;
  • рассказать кому-то анекдот.

Да, здесь нет смартфона. Знаю, что 96% читающих этот текст “отдыхают” на работе в смартфоне. Привел выше альтернативу для примера, остальные варианты отдыха зависят от вашей фантазии.


Создание привычки

Привычка – это тот самый автоматизм, с которым мы боролись в теме осознанности. Осознанность помогает найти привычку, ставить ее на паузу. Сейчас мы научимся привычку изменять, то есть формировать новую.

Изменение привычек строится по формуле:
→ узнаем триггер
→ вмешиваемся в процесс
→ предлагаем более качественное удовлетворение истинной потребности
→ получаем удовлетворение
→ более продуктивное действие закрепляется.

Расшифровка:
  • триггер – это то, что провоцирует привычку.; можно использовать старые триггеры, или создать новые.
  • вмешиваемся в процесс – видоизменяем привычные действия; заменяем их на новые, более качественные, продуктивные.
  • сперва получать удовлетворение от нового дела будет сложно; первый эффект можно будет заметить после 3-5 повторов, но значимый результат появится только после 10-15 и более.

Важно набраться терпения и помнить о ценностях!
В интересах психики сделать полезную привычку менее энергозатратной, в интересах личности сделать привычку полезной. Если повторять действие должное количество раз, психика обязательно его автоматизирует, многие шаги сократит, начнет выполнять быстрее и частично без участия сознания. Нам это и нужно!

И по результатам всей работы получаем табличку, в которой будут расписаны все основные принципы вашей продуктивности, которые станут напоминалкой и помощником на этом важном пути:

Ценность

Продуктивная деятельность
Зависимости и бегство
Методы и техники

...

...
...

1. Выполнять метод ABCDE по воскресеньям утром на неделю вперед

...

...
...

2. Определять с утра “лягушку”, которую нужно съесть. Если ее нет, то сперва выполнить все мелкие задачи.

...

...
...

3. Ограничить время работы строго! Не растягивать ее, в крайних случаях использовать таймер Помодоро в браузере.

Похожую табличку мы составляем с человеком, который работает со мной. Плюс к этому он получает доступ к полной базе знаний в одном месте, с его индивидуальным планом работы, результатами тестов и исследований. Но для самостоятельной работы будет достаточно таблички выше.

Примечание: напомню, что вас в конце статьи ждет бонус с важными рекомендациями, лайфхаками и инсайтами для успешного выполнения данной программы.
Что делать, когда свободного времени нет совсем?
Тут есть несколько вариантов. Один из них, скорее всего, подходит для вашей ситуации.

  1. Или вы слишком много на себя берете, и кажется, что все дела важные, от вас все требуют, хотя вами просто могут пользоваться.
  2. Или вы немалую часть времени тратите на иллюзию активности: разговоры, переписки, просмотр видео, перекусы, перекуры, переделывание одного дела, «игры со шрифтами» и т.д. Свободное время есть, просто оно занято иллюзией активности.
  3. Или же вы находитесь на работе, которая требует нереалистичных вложений сил и времени за слишком маленькую оплату труда. Если бы оплата труда была соответствующей, то вы были бы всем довольны и не искали бы свободного времени.

Свободное время есть всегда. Но его могут занимать неважные задачи.
Как понять, подходит ли мой метод именно вам? И если подходит, то как собрать его правильно так, чтобы он работал?
Особенность этого метода заключается в том, что он собирается под человека, а значит точно будет полностью ему подходить.
И сейчас может быть несколько вариантов развития событий:

1. Вы узнали об одном из методов достижения целей и продуктивности. Не планируете его внедрять. Но можете взять несколько техник, чтобы упростить жизнь.

2. Вы начнете внедрять метод в свою жизнь. И здесь нужно набраться терпения, запастись волей и напоминать, зачем это все нужно. Метод большой, во многом не сразу очевидный, но внедряется один раз и работает всю жизнь. Это стоит того!

3. Вы можете запланировать внедрение, подписаться на Телеграм и Youtube, иногда будут попадаться мои посты и видео в ленте, но вы будете их избегать. Потому что это напоминание о том, что сделать надо, по-хорошему, но не хочется сейчас. Если заметите за собой отношение к методу: “надо”, “по-хорошему”, “давно пора” - это чувство вины на 4 стадии, оно мешает любой продуктивности. К сожалению, это один из основных сценариев, часто встречаю такие истории.

4. Или вы можете обратиться ко мне и выстроить системное управляемое достижение целей под моим руководством. Понимаю, что не каждый захочет это сделать. Потому предлагаю 4 формата работы:
Самостоятельно
В группе
Диагностический курс
Индивидуальное сопровождение
Материалы из этой статьи, Tg-канала и Youtube
Основные материалы из базы знаний
Все материалы из базы знаний
Все материалы из базы знаний
Свой темп работы
Прямые эфиры с разборами Ваших кейсов
Глубинная диагностика с поиском уязвимостей
Глубинная диагностика с поиском уязвимостей
Ответы на вопросы
Разработка индивидуальной линии развития с адаптацией методов
Разработка индивидуальной линии развития с адаптацией методов
Уникальные посты только для группы
4 созвона с проработкой всех вопросов
От 2 созвонов в неделю
Индивидуальная поддержка в чате
Индивидуальная поддержка в чате
Доведение до результата

БОНУС
Опасные ошибки и частые проблемы.

1. Мало веры.
Если у человека не хватает веры в себя: что он справится, у него получится решить проблему, получится достичь цели и это не закончится опять тем, он бросит начатое. Тогда стоит начинать с проработки уверенности в себе.

Уверенность в себе - это именно вера, что я справлюсь с чем-то, о чем пока не знаю. Вера нужна там, где нет знаний, нет предсказуемости.

Уверенность в себе, в успехе, в достижении результата нужна, чтобы мотивация была выделена на выполнение дела. Чтобы не тратить силы попусту, если нет уверенности в результате. Особенно остро вопрос уверенности в том, что потраченные силы обязательно приведут к результату, стоит в ситуации депрессии и субдепрессии, выгорании, истощении.

Формула веры в себя выглядит так.

Вера = предсказуемость моего пути + прошлый опыт + подсказки культуры.


Предсказуемость моего пути - насколько хорошо человек знает, что его ожидает, что требуется делать, какой план.
Прошлый опыт - удачный или неудачный, травмирующий или нет, будет ли он тормозить или форсировать.
Подсказки культуры - информация об опыте других людей, их успехах и неудачах, о правилах работы этого мира, о нормах и запретах.
Складываем все это, наполняет продуктивной информацией и двигаемся вперед!


2. Помехи.
Есть несколько условий, которые могут значительно тормозить ваше развитие, если их проигнорировать.

Вот они все:
  • гиперконтроль,
  • чувство вины,
  • долженствование,
  • депрессия,
  • низкая самооценка,
  • продолжительное отсутствие результатов,
  • страх трудностей и неудачи,
  • отсутствие целей,
  • социальные ожидания,
  • сравнение себя с другими,
  • истощение,
  • выгорание,
  • личностный кризис,
  • психотравмы,
  • проблемы со здоровьем,
  • экзистенциальный кризис,
  • монотонность и рутина.

Каждое из этих условий может влиять значительно или несущественно, каждый случай уникальный. Но важно понимать, что продуктивность может страдать из-за них.


3. Спринт, а не марафон.
Это общее описание нескольких ошибок, которые допускают люди при формировании продуктивности. Вот основных из них:

  • ждать быстрых результатов уже через день, неделю или месяц;
  • заставлять себя пахать в бешенном темпе;
  • ориентировать только на результат, а не на качество и удовольствие от процесса;
  • уговорить себя поработать чуть-чуть, а потом сдаться при трудности.

Преодолеть эти ошибки можно критерием 10 лет. При планировании целей, при планировании нагрузки и ожидании результата рассчитывайте задачи, будто будете заниматься ими ближайшие 10 лет. Задавайте себе вопросы. Смогу ли я 10 лет работать в таком режиме? Смогу ли я минимум 10 лет развиваться и идти к этой цели?
Все поверхностные, сиюминутные и слабые мотивы будут пропадать благодаря критерию 10 лет.


4. Жалость к себе.
Одна из сложнейших ситуаций, когда у человека есть все условия для развития, он хочет идти вперед, но сидит на одном месте. Потому что жалеет себя, старается избегать трудностей, стрессов, боится потерять комфорт. Или боится увидеть, что он не так хорош, не так много знает и умеет, как ему казалось.

Преодолевается это верой в себя и напоминанием о высших настоящих ценностях - то есть все, что обсуждали выше.


5. Тюрьма достаточного комфорта.
Настолько это распространенная и опасная ловушка, чтобы упомяну о ней еще раз. Когда человек создает для себя комфортные условия, закрывающие его минимальные потребности, он расслабляется и делает только то, что поддерживает привычную ситуацию. Но не вкладывается в развитие. Постепенно достаточный комфорт становится зависимостью. Как с ней работать описывалось выше.


6. Слишком большая мотивация.
На продуктивности негативно сказываются как ситуации высокой, так и низкой мотивации. Если с низкой все понятно, то про высокую часто забывают. Мотивация должна быть достаточной, может быть чуть выше среднего.

Высокая мотивация - это всякий раз непродолжительная история. Потому что она требует огромного количества энергии, сил, вовлеченности. Человек утомляется, перегорает и переходит в фазу сохранения энергии. Данный процесс сродни биполярному аффективному расстройству (или маниакально-депрессивному психозу) - сперва очень сильно хочу, затем очень сильно грущу.

Если мотивация такой силы появилась сама - хорошо, важно стараться соблюдать меру. Но не следует ожидать ее от себя или думать, что только с такой мотивацией возможно хоть что-то сделать.


7. Откат.
Обязательный и нормальный этап любого развития. Выглядит он обычно как движение: 2 шага вперед, 1 шаг назад.

Откат обязательно проявит себя рано или поздно, от 1 дня до нескольких месяцев. Скорость его появления зависит от включенности в задачу, эмоциональной вовлеченности, амбиций и ожиданий. Чем ярче будут старт и динамика - тем быстрее придет откат. Потому стоит нормально относиться к ситуациям, когда динамика не просто останавливается, а все откатывает назад, будто и не было работы над собой. Значит нужно подождать, восстановиться, сверить часы и двигаться дальше.

Не нужно бояться отката. Можно относиться к нему как к периоду восстановление после занятия спортом. Если заниматься каждый день, то мышцы не будут успевать расти и восстанавливаться. Иногда нужно взять паузу и спланировать более эффективные упражнения.


И сейчас, когда вы уже все узнали, наступает самый сложный момент — начать формировать волю и продуктивность. Но я скажу вам как есть: продуктивная жизнь стоит того, чтобы за нее побороться!
Научные статьи для самомотивирования:

1. "Grit: Perseverance and Passion for Long-Term Goals" by Angela L. Duckworth, Christopher Peterson, Michael D. Matthews, and Dennis R. Kelly (2007)
• Это исследование вводит концепцию "Grit" (упорство и страсть к долгосрочным целям), которая сильно связана с дисциплиной. Результаты показывают, что высокие уровни упорства коррелируют с более высокими уровнями успеха в различных сферах жизни.

2. "Self-Discipline Outdoes IQ in Predicting Academic Performance of Adolescents" by Angela L. Duckworth and Martin E.P. Seligman (2005)
• Исследование показывает, что самодисциплина является более важным предиктором академической успеваемости, чем IQ. Это указывает на значимость дисциплины в достижении успеха.

3. "Delayed Gratification and Self-Regulation: The Longitudinal Influence of Self-Discipline on Academic Performance" by Angela L. Duckworth and colleagues (2007)
• В этом исследовании анализируется влияние способности к отсрочке удовлетворения и саморегуляции на академическую успеваемость. Результаты показывают, что дети с высокой самодисциплиной добиваются больших академических успехов.

4. "The Role of Self-Discipline in Predicting Academic Achievement Across Middle and High School" by Barkley D. Cardwell (2010)
• Исследование подтверждает, что самодисциплина играет ключевую роль в академической успеваемости учеников средней и старшей школы.

5. "Self-Discipline and Academic Achievement: A Meta-Analysis" by David C. De Ridder, Gert-Jan de Bruin, Denise P. K. Fujita, and John M. Ryan (2012)
• Метанализ данных из различных исследований, подтверждающий положительное влияние самодисциплины на академическую успеваемость и успех в жизни.

6. "Self-Regulation and Academic Achievement: A Meta-Analysis" by Ryan L. Korrel, Angela L. Duckworth, Andrew T. Little, and Patrick L. Hill (2013)
• Метанализ, в котором изучается взаимосвязь между саморегуляцией (включая дисциплину) и академической успеваемостью. Результаты показывают, что высокая саморегуляция способствует лучшим академическим результатам.

7. "The Power of Self-Control: Self-Control Predicts Academic, Personal, and Interpersonal Success" by Brian M. Furrer and colleagues (2009)
• Исследование, демонстрирующее, что самоконтроль (как важный аспект дисциплины) предсказывает успех в академических, личных и межличностных сферах.

Успехи в семье
1. "Self-Control and Family Life: Evidence From Parents, Partners, and Children" by Roy F. Baumeister and Kathleen D. Vohs (2018)
• Исследование демонстрирует, как самоконтроль (ключевой аспект дисциплины) связан с удовлетворенностью в семейной жизни и позитивными межличностными отношениями.

2. "The Role of Self-Control in Managing Work-Family Conflict" by Sabrina D. Volpone and colleagues (2010)
• Исследование показывает, что самоконтроль помогает людям эффективнее справляться с конфликтами между работой и семьей, улучшая семейные отношения.

Успехи на работе
1. "Self-Discipline and Work Performance: Evidence From Employee Data" by Angela L. Duckworth and Patrick D. Quinn (2010)
• Исследование анализирует влияние самодисциплины на рабочую производительность и показывает, что дисциплина является сильным предиктором успешной карьеры.

2. "Self-Control at Work" by Michail A. Perugini and colleagues (2013)
• В этом исследовании рассматривается влияние самоконтроля на успехи на работе, включая продуктивность, качество выполняемых задач и удовлетворенность работой.

Уровень доходов
1. "Self-Control and Financial Behavior: The Role of Personal Finance Management" by Mary S. Gutter and colleagues (2009)
• Исследование демонстрирует связь между уровнем самоконтроля и финансовым поведением, показывая, что более дисциплинированные люди имеют лучшие финансовые результаты и более высокий уровень доходов.

2. "The Influence of Self-Discipline on Personal Income and Wealth" by James J. Heckman and colleagues (2012)
• Исследование показывает, что самодисциплина значительно влияет на личный доход и накопление богатства, подчеркивая важность дисциплины в финансовом успехе.

3. "Self-Control, Socioeconomic Status, and Health" by Terrie E. Moffitt and colleagues (2011)
• Исследование анализирует долгосрочные данные и показывает, что высокий уровень самоконтроля в детстве связан с более высоким уровнем доходов и лучшим здоровьем во взрослом возрасте.


Список использованной литературы.

  1. 7 навыков высокоэффективных людей. Стивен Кови.
  2. Как привести дела в порядок. Дэвид Аллен.
  3. Думай медленно… решай быстро. Даниэль Канеман.
  4. Магия утра. Хэл Элрод.
  5. Сила воли. Как развить и укрепить. Келли Макгонигал.
  6. Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. Брайан Трейси.
  7. Эссенциализм. Грег МакКеон.
  8. Организованный ум. Дэниел Левитин.
  9. Agile Life. Катерина Ленгольд.
  10. 12 недель в году. Брайан Моран, Майкл Леннингтон.
  11. Миф о мотивации. Джефф Хейден.
  12. Тайм-менеджмент. Брайан Трейси.
  13. Больше силы в каждом дне. Саманта Бордман.
  14. Жизнь на полной мощности. Джим Лоэр, Тони Шварц.
  15. Мой продуктивный год. Крис Бэйли.
  16. Без суеты. Карл Оноре.
  17. Прокрастинация. Первая помощь. Таня ван Эссен, Хенри Шувенбург.
  18. Метод Помидора. Управление временем, вдохновением и концентрацией. Франческо Чирилло.
  19. Начни с главного. 1 удивительно простой закон феноменального успеха. Гэри Келлер, Джей Папазан.
  20. Визуализируйте работу. Как выявить расхитителей времени и оптимизировать процессы. Доминика Деграндис.
  21. Как стать продуктивнее. Harvard Business Review.
  22. Самодисциплина. Развитие личности. Майкл Уилсон.
  23. Самодисциплина 2.0. Как не проспать свою жизнь. Владимир Якуба.
  24. Я ничего не успеваю. Как провести аудит своей жизни и расставить приоритеты. Ольга Баранова, Елена Погодичева.
  25. Фокус. Достижение приоритетных целей. Стивен Кови, Стив Джонсон.
  26. Как успевать все на работе и в жизни. 50 простых правил. Ирина Корчагина.
  27. Вы или хаос. Профессиональное планирование для регулярного менеджмента. Александр Фридман.
  28. Чек-лист. Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиям. Атул Гаванде.
  29. Bullet Journal метод. Переосмысли прошлое, упорядочи настоящее, спроектируй будущее. Райдер Кэрролл.
  30. Позитивный тайм-менеджмент. Как успевать быть счастливым. Мария Хайнц.
  31. Быстрая черепаха. Неделание как способ достичь цели. Дайана Реннер, Стивен Д'Соуза.
  32. Найди время. Как фокусироваться на главном. Джейк Кнапп, Джон Зерацки.
  33. Жесткий тайм-менеджмент. Возьмите свою жизнь под контроль. Дэн Кеннеди.
  34. Таймхакинг. Как наука помогает нам делать все вовремя. Дэниел Пинк.
  35. Scrum. Революционный метод управления проектами. Джефф Сазерленд.
  36. Идеальный порядок за 8 минут. Легкие решения для упрощения жизни и высвобождения времени. Реджина Лидс.
  37. Время — деньги. Автобиография. Бенджамин Франклин.
  38. Верхние этажи. Книга ежедневных побед. Алекс Новак.
  39. Сила мысли. Поменяйте ход своих мыслей, измените свою жизнь. Джеймс Борг.
  40. Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе. Дэниел Гоулман.
  41. Важные годы. Почему не стоит откладывать жизнь на потом. Мэг Джей.
  42. Просто делай. Делай просто. Оскар Хартманн.
  43. Четыре тысячи недель. Тайм-менеджмент для смертных. Оливер Беркман.
  44. Теория невероятности. Как мечтать, чтобы сбывалось, как планировать, чтобы достигалось. Татьяна Мужицкая.
  45. Инструменты гигантов. Секреты успеха, приемы повышения продуктивности и полезные привычки выдающихся людей. Тимоти Феррис.
  46. Как привести дела в порядок. Рабочая тетрадь. Дэвид Аллен, Брэндон Холл.
  47. Преодолеть нельзя забить. Как достичь своей цели, если вы все время прокрастинируете. Варвара Бекетова.
  48. Без усилий. Пусть главное станет проще. Грег МакКеон.
  49. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. Глеб Архангельский.
  50. Неотвлекаемые. Как управлять своим вниманием и жизнью. Нир Эяль, Джули Ли.
  51. Успеваю, отдыхая. Как завершать дела и оставаться в ресурсе. Татьяна Кувшинова.
  52. Экстремальный тайм-менеджмент. Николай Мрочковский, Алексей Толкачев.
  53. Сверхпродуктивность. 20 инструментов для планирования жизни и быстрого достижения целей. Михаил Алистер.
  54. Гиперфокус. Как я научился делать больше, тратя меньше времени. Крис Бэйли.
  55. Корпоративные хронофаги. Найти и обезвредить. Александр Фридман.
  56. Новые правила работы. Генератор продуктивного спокойствия. Брюс Дейсли.
  57. Измеряйте самое важное. Как Google, Intel и другие компании добиваются роста с помощью OKR. Джон Дорр.
  58. Как работать в рабочее время. Правила победы над офисным хаосом. Сергей Бехтерев.
  59. Мечтай. Планируй. Действуй. Элис Крайп.
  60. 15 секретов управления временем. Кевин Круз.
  61. Тайм-менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. Джулия Моргенстерн.
  62. Прокрастинация. Почему мы всё откладываем на потом и как с этим бороться прямо сейчас. Джейн Бурка, Ленора Юень.
  63. Найти баланс. 50 советов о том, как управлять временем и энергией. Карен Лиланд.
  64. Школа Флайледи. Как навести порядок в доме и в жизни. Марла Силли.
  65. Позитивный тайм-менеджмент для супругов. Как успевать жить, работать и любить. Мария Хайнц, Мария Кривощапова-Демина.
  66. Тайм-менеджмент для школьника. Как Федя Забывакин учился временем управлять. Марианна Лукашенко.
  67. Меню недели. Тайм-менеджмент на кухне. Дарья Черненко.
  68. Лягушка под соусом Помодоро. Все секреты техник продуктивности, чтобы успевать всё и даже больше. Владимир Завертайлов, Екатерина Королёва, Екатерина Мамонтова.
  69. Качай продуктивность. Самоучитель для руководителя. Ивана Абрамовского.
  70. Не делай это. Тайм-менеджмент для творческих людей. Дональд Рос.
  71. Всё. Доводи до конца. Джен Яргер.
  72. Миф о многозадачности. К чему приводит стремление успевать все. Дейв Креншоу.
  73. Работай меньше, успевай больше. Керри Глинсон.
  74. #Selfmama. Лайфхаки для работающей мамы. Людмила Петрановская.
  75. Когда жизнь сбивает с ног. Расс Хэррис.
  76. Управление в условиях кризиса. Ицхак Адизес.
  77. НИ СЫ. Джен Синсеро.
  78. Иди туда, где страшно. Джим Лоулесс.
  79. Будь лучшей версией себя. Дэн Вальдшмидт.
  80. Rework. Джейсон Фрайд, Дэвид Хайнемайер Хенссон.
  81. Осознанность. Марк Уильямс, Денни Пенман.
  82. Мечтать не вредно. Барбара Шер.
  83. Разбуди в себе исполина. Тони Роббинс.
  84. Жизнь без границ. Ник Вуйчич.
  85. Нанопривычки. Би Джей Фогг.
  86. Номер 1. Игорь Манн.
  87. Живи настоящую жизнь. Токио Годо.
  88. Не мешай своему будущему. Хэл Хершфилд.
  89. Как мотивировать одним словом. 50 приемов НЛП. Наталья Титова.
  90. Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах. Наталья Самоукина.
  91. Вверх. По лестнице успеха. Наполеон Хилл.
  92. Как меняться. Кэти Милкман.
  93. Клиент всегда доволен. Как управлять ожиданиями, опытом и памятью клиентов. Крис Даффи.
  94. Master Kit. Как перестать жить чужой головой. Дарья Трутнева.
  95. КиберДед знает. Андрей Масалович.
  96. Энциклопедия детской мотивации. А.Н. Згода, Николай Ягодкин.
  97. Морковка спереди. Путь к личной мотивации. Ярослав Андреев.
  98. Ангел влияния. Ангелина Шам.
  99. Сам себе коуч, или Как найти свое предназначение за 14 дней. Ангелина Крымская.
  100. Почему они не работают. Новый взгляд на мотивацию сотрудников. Сьюзен Фаулер.
  101. Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся. Роберт Чалдини.
  102. Харизма лидера. Как мотивировать на успех свою команду. Кевин Мюррей.
  103. Действуй. 10 заповедей успеха. Ицхак Пинтосевич.
  104. Магия психотерапии. Ирина Белоусова.
  105. Автор жизни. Как создавать успешный жизненный сценарий. Анна Калантерная.
  106. Двойная спираль дуальности. Послания из иных измерений. Андреас Мориц.
  107. Это норм. Книга о поисках себя, кризисах карьеры и самоопределении. Елена Резанова.
  108. О чем мечтать. Как понять, чего хочешь на самом деле, и как этого добиться. Барбара Шер.
  109. Препятствие как путь. Райан Холидей.
  110. Гори, но не сгорай. Как пойти ва-банк, добиться успеха и наслаждаться жизнью без баланса. Брэд Сталберг.
  111. Эго – это враг. Райан Холидей.
  112. Клуб «5 часов утра». Секрет личной эффективности от монаха, который продал свой «феррари». Робин Шарма.
  113. На пределе. Неделя без жалости к себе. Эрик Ларссен.
  114. Куриный бульон для души. Джек Кэнфилд, Марк Виктор Хансен и др.
  115. Никогда-нибудь. Как выйти из тупика и найти себя. Елена Резанова.
  116. Мотивация на 100%. А где же у него кнопка. Светлана Иванова.
  117. Драйв. Что на самом деле нас мотивирует. Дэниел Пинк.
  118. Будет сделано. Как жить, чтобы цели достигались. Никита Маклахов.
  119. Триггеры мотивации. Патрик Кинг.
  120. Мирный воин. Книга, которая меняет жизнь. Дэн Миллмэн.
  121. Художница из Джайпура. Алка Джоши.
  122. Лекции по психологии. Петр Гальперин.
  123. Формирование умственных действий. П.Я. Гальперин.
  124. Деятельность. Сознание. Личность (сборник). А.Н. Леонтьев.
  125. Искусство мыслить ясно. Рольф Добелли.